Программа соответствует требованиям к содержанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Обучение игре в шахматы, шашки с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, застенчивость.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Генинг Владимир Борисович.
Педагог дополнительного образования, учитель музыки и технологии. Образование высшее: Красноярское культурно-просветительное училище г. Минусинск, 1989г. по специальности «культпросветработник, руководитель духового оркестра»;
КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009г., учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Стаж педагогической работы: 20 лет. I квалификационная категория по должности педагог дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Инструктаж по ТБ на занятиях. Обсуждение плана работы.
- Древность русских шашек. История развития организации турниров. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце.
- Правила игры и соревнований. Нотация. Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение. Правила проведения соревнований по шашкам и шахматам. Правила турнирного поведения.Практика Упражнения на разбор позиций и усвоение правил. Разбор позиций и запись партий. Шашечная партия. Три стадии партии.
- Первоначальные понятия: Рокировка. Мат и ничья. Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. Понятие об оппозиции. Маневры. Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. Практика Разбор тематических позиций в шашках. Практика выполнения двойного удара. Гамбит. Практика на освоение маневров, темпах, расчётах. Мат лёгкими фигурами. Способы выигрыша шашек. Расчёт ходов.
- Тактика игры: Значение центральных полей доски. Захват полей. План игры шашек. Овладение полями. Определение стратегии шахмат. Выбор плана. Центральные поля. Ценность времени и пространства. Практика: Борьба одной шашки против двух. Шахматы практика. Построение защиты. План игры. Практика шашки. Три дамки против одной. «Треугольник Петрова». Шахматы. Построение плана нападения.
- Стратегия игры: Значение центральных полей доски. Захват полей. План игры шашек. Овладение полями. Определение стратегии шахмат. Выбор плана. Центральные поля. Ценность времени и пространства. Практика.Практика шахматы. Построение стратегии в дебюте. Борьба одной шашки против двух. Шахматы практика. Построение защиты. План игры.
- Эндшпиль. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Практика шашки. «Кол» «Отыгрыш». Практика эндшпиля в шахматах. Мат в 1,2,3 хода. Задачи –миниатюры.
- Дебют. Определение дебюта. Основные задачи дебюта. Детский мат. Испанская партия. «Игра Филиппова», «Перекресток» Дебютные ловушки и комбинации. Задачи и принципы дебюта. Испанская партия Вариант. Шашки. Игра Бодянского. Дебют в шахматах. Французская и сицилийская защита.
- Конкурсы, соревнования. Сеансы одновременной игры. Индийская и старо-индийская защиты. Защита Морге. Славянская защита. Скандинавская. Официальный турнир среди членов объединения по шашкам, шахматам. Практика турниры, соревнования
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной и шахматной игры.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
- - приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе игры в шахматы и шашки
- - получение возможности проявлять инициативу в принятии решений
- - понимание причин успеха/неуспеха создания продукта творческой деятельности
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
- - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации
- - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками и учителем при решении задач на занятии
- - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
- - знает шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
- - ориентируется на шахматной доске;
- - различает горизонталь, вертикаль, диагональ;
- - решает элементарные задачи на мат в один ход;
- - грамотно располагает шахматные фигуры в дебюте;
- - находит несложные тактические удары, и проводить комбинации.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Реализация кружка в МКОУ "Новоникольская основная общеобразовательная школа"
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Для проведения занятий используется кабинет истории общей площадью – 52,2 кв.м.
Перечень оборудования необходимого для проведения занятий:
- Парта ученическая двухместная - 6
- Шахматные столы - 3
- Стул ученический - 12
- Стол преподавателя - 1
- Доска ученическая - 1
- Ноутбук - 1
- Проектор - 1
- Экран - 1
- Шахматы - 6 кор;
- Шашки - 6 кор
- Шкаф для наглядных пособий - 1
- Шахматные доски - 10
- Шахматные часы - 3
Информационное обеспечение
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Двуголенский Я. Отдать, чтобы найти. – 2008.
- Карпов А.Е. Учитесь шахматам. – М.: Эгмонт, 2005.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.